Татышлинский вестник
+7 °С
Облачно
VKOK
Все новости
Актуально
19 Января 2020, 10:57

На нацпроекты в 2019 году не успели израсходовать от 150 млрд. до 190 млрд. руб.

#национальныепроекты #нацпроекты #региональныепроекты#регпроекты #нацпроектыБашкортостан

В 2019 года израсходовано 89,3% средств, выделенных на национальные проекты. Причины — излишняя бюрократия и неготовность институтов власти.
По данным портала «Электронный бюджет» на 9 января отставание составляет 190 млрд. руб. На нацпроекты было заложено 1,78 трлн. руб. К слову, у Минфина более оптимистичные данные – там говорят о 150 млрд. руб. отставания.
Порядка 100 млрд. неосвоенных рублей перейдут на этот год.

В новом году по состоянию на 13 января на нацпроекты уже потрачено 199 млрд руб., следует из данных плртала «Электронный бюджет».
О том, что по итогам года будет «небольшое недоисполнение» расходов на нацпроекты, предупреждал в конце декабря первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. По его словам, порядка 100 млрд руб., которые не были освоены, перейдут на следующий год. Решение о переносе неизрасходованных средств на следующий год принимает президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам посредством утверждения запросов на изменение паспортов национальных проектов, уточнили в Минфине.

Министр финансов Силуанов объяснил недоисполнение тем, что национальные проекты — это новый инструмент, и надо было приспособиться, чтобы эффективно его применять. В первом квартале финансирование отставало, в частности, в связи с необходимостью принять законы, которые бы регулировали реализацию мероприятий.
Проблема недоисполнения относится и в целом ко всему федеральному бюджету за 2019 год. В декабре глава Счетной палаты Алексей Кудрин доложил президенту Владимиру Путину, что бюджетные расходы по итогам года будут недоисполнены на 1 трлн руб., что говорит о необходимости снизить «бюрократизированность некоторых процедур». Согласно «Электронному бюджету», недоисполнение по расходам оказалось даже больше — 1,45 трлн руб., или 7,5% от плана.
По данным Минфина, почти полностью все предусмотренные средства освоены по нацпроектам «Наука» и «Культура» (по 99%), на третьем месте «Здравоохранение» с 98% исполнения. Хуже всего обстоят дела с расходами по нацпроектам «Цифровая экономика» (73,3%) и «Экология» (66,3%). По остальным проектам уровень исполнения превышает 87%.
Нацпроекты «Наука» и «Цифровая экономика» финансируются только за счет средств федерального бюджета, без участия регионов.

Как объясняли недофинансирование?
Возглавлявший тогда правительство Дмитрий Медведев отмечал, что не все структуры оказались готовы к быстрому и эффективному распределению государственных средств на нацпроекты: в ряде случаев деньги поступали, но не расходовались из-за отсутствия четкого порядка их использования.

Подводя итоги на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 25 декабря, Путин указал на системные проблемы в реализации нацпроектов. По его словам, нацпроекты потребовали перенастройки всей системы госуправления, но не все оказались готовы работать по-новому. Путин также отметил недостаточное взаимодействие федеральных ведомств и регионов, а также «негибкость, а иногда и косность» финансирования: средства осваиваются «неритмично, смещаются на конец года».

Что может изменить новый премьер? Он заявил, что нынешний механизм работы над нацпроектами требует доработки, хотя предыдущее правительство «очень старалось, чтобы все было сделано качественно и эффективно. Он пообещал провести «инвентаризацию», чтобы выяснить, «почему не случилось так быстро то, что было обещано». По мнению Мишустина, для успешной реализации нацпроектов нужно, в частности, масштабировать лучшие региональные решения на федеральный уровень.

Что говорят эксперты? Эффективно реализовывать нацпроекты мешает «излишняя забюрократизированность в отношениях федерации и регионов», говорит завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Бюрократия и излишнее администрирование есть и на этапе доведения денег до конкретных исполнителей. Обратной стороной борьбы за чистоту госзакупок стало то, что все процедуры стали сильно тормозиться, отмечает он.

«И в целом в системе государственного управления есть глобальный сбой, связанный с неготовностью органов власти принимать ответственные решения самостоятельно, у нас не сложилась децентрализованная система принятия решений», — считает эксперт.

В этом году ситуация станет лучше, продолжает Климанов, так как многие недочеты первого года реализации нацпроектов удалось преодолеть. В частности, теперь все необходимые соглашения, по которым регионы будут получать деньги из федерального бюджета, были заключены еще до начала финансового года (в прошлом году часть соглашений заключалась уже после 1 января, даже на 15 февраля процесс не был закончен).

Однако сейчас работа федеральных органов власти может оказаться «в некоторой степени парализованной» в связи со сменой правительства и необходимостью корректировки ряда задач после послания президента Федеральному собранию, предупреждает Климанов.
Фото ТАСС
Читайте нас: