– Об общей ситуации в мире, стране и республике по коронавирусу мы знаем. Сегодня хотелось бы получить от Вас, Рушан Кадимович, информацию о положении в районе не только как от главы администрации района, но и как от руководителя районного штаба…
– Уважаемые земляки! Я хочу извиниться за то, что только сейчас обращаюсь к вам. Поверьте – эти дни были весьма насыщенными, динамичными, ситуация менялась каждый час. И вот, после объявления режима полной самоизоляции, наступил период некоторой определенности и я решил обратиться к вам.
Эта коронавирусная инфекция действительно опасна! И наша задача, задача каждого – принять все необходимые меры безопасности. Со стороны власти делается очень многое, штаб практически перешел на круглосуточную работу. Наша цель – не допустить инфекцию в район. А зайти эта зараза может только извне: с возвращающимися из зарубежных поездок, из регионов, где уже есть инфицированные, из больших городов. Поэтому, наша первая задача как власти и вас, как неравнодушных жителей – выявить таких людей и добиться, чтобы они самоизолировались, то есть сидели дома и не контактировали ни с кем две недели, то есть до того момента, пока не выяснится, подхватил человек вирус или нет. И тут многое зависит от самого человека, его сознательности, можно даже сказать, порядочности. Однако, не у всех с этим в порядке. Например, двое жителей района, в самый разгар эпидемии, побывали на отдыхе за границей, приехали и, как ни в чем ни бывало, продолжили прежний образ жизни. Они выявлены и будут наказаны. Раз зашла речь о наказании за нарушения, считаю своим долгом рассказать и об этом. Во многих регионах объявлен режим полной самоизоляции. Что это значит? Все должны сидеть дома, выходить из дома только в случае крайней необходимости: в ближайший магазин, аптеку. Все предприятия закрыты, кроме обеспечивающих жизнедеятельность населения. Работающие граждане передвигаются по населенному пункту исключительно по пропускам и исключительно от дома до места работы. Силами правоохранительных структур проводятся проверки и, если выяснится, что кто-то шатается по улице просто так, то к нему будут применены санкции в соответствии с законодательством. А штрафы за нарушение режима самоизоляции немалые: для граждан от 15 до 40 тыс. рублей, а если их действия повлекли заражение или смерть другого человека – от 150 до 300 тыс. рублей. А есть еще и уголовное наказание – вплоть до реального срока. А для должностных лиц и юридических лиц – штрафы в разы больше. Также хочу предостеречь любителей распространять так называемые «фейковые» (ложные) новости в Интернете, в социальных сетях – здесь штраф уже от 300 тыс. до 5 млн рублей!
В настоящий момент очень большую работу ведут мобильные группы, которые работают с гражданами, побывавшими за рубежом. А теперь, в связи с объявлением режима полной самоизоляции, у работников соцзащиты работа увеличилось в разы.
– Если вдруг мы столкнемся лицом к лицу с этой напастью, какова готовность учреждений здравоохранения?
– В ЦРБ ведется большая работа по подготовке к возможному проникновению инфекции в район. Медики – они люди почти военные, у них алгоритм действий в подобных ситуациях закладываются уже в институте. Добавлю, что больницу мы готовим основательно – предусмотрели даже меры на тот случай, если медикам придется работать, не покидая территорию больницы.
– На ситуацию с коронавирусом наложилась еще ситуация с мировым кризисом, с падением цен на нефть. В республике принята программа по поддержке экономики…
– Я понял ваш вопрос. В стране, в республике предпринимаются беспрецедентные меры по поддержке бизнеса – не только крупной промышленности, но, что нам ближе, – малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства. И это не просто декларирование, а выделение реальных денег. В этой связи ведется широкая разъяснительная работа: через брифинги, выступления министров, ответственных лиц министерств и ведомств и др. Большую работу ведут специалисты управления сельского хозяйства. Нужно честно сказать, что экономике придется нелегко. И районному бюджету тоже. Мы будем пересматривать бюджет, откажемся от тех статей затрат, без чего мы сможем пока обойтись. Работа в этом направлении ведется.
Мы надеемся, что это непростое время даже сможет дать некий толчок «спящим» идеям наших предприимчивых земляков. Вот мне докладывают, что нужно пополнять запасы муки в районе: нужно где-то закупать, привезти… А что мешает нам смолоть муку из своего зерна. Я знаю людей, которые пекут хлеб из муки, полученной из районного зерна. Получается прекрасный хлеб. Говорят, что в нашем зерне мало того-то и того-то. Но мы ведь не макароны делаем – там нужны твердые сорта пшеницы. Дело за малым – поставить мельницу. А зерна у нас хватит. Те же самые слова можно сказать по молочной, мясной продукции. У нас все есть свое!
– Вернемся к карантинным мероприятиям. Осветите, пожалуйста, работу школ, дошкольных учреждений.
– Дети пока на каникулах, а у учителей очень горячая пора – они готовятся обучать наших детей дистанционно, как и предписано указом. Конечно, это сложно, это новое для нас, но это нужно делать.
Детсады после нерабочей недели будут работать, также с соблюдением всех мер безопасности.
– В торговых точках по некоторым позициям наблюдается рост цен. Ведется ли мониторинг? И как можно бороться с такими не совсем порядочными торговцами?
– Да, конечно, мы это прослеживаем. Но трудность в том, что это сетевые магазины и нам, честно говоря, тяжеловато с ними бороться. Опять же, ведь многое зависит от нас: если мы не будем поддаваться панике, не будем сметать с прилавков все подряд – куда они денутся, снизят цены!
По поводу пресловутого имбиря. Скажите, нам очень нужен этот заморский продукт? Ну, нет его и нет. У нас что, своих полезных продуктов нет? Тот же мед, например. Те же наши ягоды. Свекла, наконец, которая по содержанию некоторых элементов даст фору многим заморским продуктам.
Беспокоит отсутствие некоторых лекарств, но Минздрав занимается. И не могу не сказать здесь по поводу масок. Пока они в аптеках нарасхват, не хватает их на всех. Пока суть да дело, может нашим хозяйкам вытащить свои швейные машинки, да и сшить самим добротные, прочные маски для своей семьи?
– Последний вопрос. Мы находимся на стыке нескольких регионов, наши люди ездят туда на работу. Как организовано взаимодействие с ними?
– Ситуация в Пермском крае точно такая же, как и у нас: те же карантинные меры, тот же режим самоизоляции. Но если у человека есть пропуск (допустим, он живет в Аксаитово, а работает на мясокомбинате в Куеде), то ему ничего не угрожает – пусть работает. А так мы, как администрация, наши правоохранительные структуры, работаем в полном контакте и взаимодействии.
И напоследок. Земляки! Давайте объединимся, как были едины наши предки в годину опасности, в годы войны – а это тоже самое, как война! Выдержим некоторое время, не дадим инфекции расползтись! У нас все есть, в домах тепло, продукты в магазинах и в наших холодильниках есть – нам просто нужно держать дистанцию в общении между собой и не дать возможности вирусу распространяться!
Беседовал Рафит ФАЙЗРАХМАНОВ.