Во-первых, фотографий должно быть много. Во-вторых, кузов авто (чистый) должен быть снят со всех сторон. нужно. чтобы был виден салон, приборная панель с цифрами пробега и подкапотное пространство. Ответственный продавец выложит не только фото беспроблемных мест, но и тех, где есть недочеты — сколы, царапины, вмятины или потертости.
Чрезмерно восторженное описание авто без указания недостатков и проблем — это повод насторожиться, особенно если автомобиль уже "в возрасте". Продавец может написать что угодно: что владелец авто был самым аккуратным и бережным человеком на Земле, в ДТП никогда не попадал, в салоне не курил и ездил совсем редко. Еще можно увидеть примечания, что машиной не пользовались зимой и хранили в теплом гараже. Но реальное состояние машины может оказаться вовсе не таким идеальным.
нол как выяснить реальную историю автомобиля? Зная госномер или VIN автомобиля, можно изучить его подноготную онлайн: данные о прежних владельцах, информацию о реальном пробеге, историю сервисного обслуживания, участие в ДТП, нахождение в розыске, залоге и так далее. Отчет об автомобиле можно получить через сервис Автотека, с которым мы сделали эти карточки. Для этого достаточно запросить отчет прямо в объявлении на Авито, вбить госномер или VIN в Автотеке. Полный отчет стоит 129 рублей. Отчет поможет убедиться, например, что очередная «небитая и некрашеная» машина была в серьезном ДТП или что владельцев было не двое, а пятеро (если их слишком много или они часто менялись, от покупки лучше отказаться). Автотека — крупнейшая негосударственная база, где есть информация о десятках миллионов автомобилей. В базе можно найти не только основную информацию, но и, например, историю сервисного обслуживания и ремонта, данные о пробеге, нахождении в залоге, фактах использования коммерческими организациями и др. Это значит, что Автотека укажет на использование машины в такси или в каршеринге, ее арест или нахождение в залоге у банка, ограничения на регистрационные действия (поставить такую машину на учет не удастся). Доверять отчету слепо не стоит. Чтобы перепроверить информацию, задавайте продавцу вопросы.
При разговоре с подавшим объявление сразу же нужно постараться выяснить, с кем вы имеете дело: с продавцов, с посредником или, что хуже. с мошенником (последнего можно вычислить, если он вдруг попросит какую-то предоплату; конечно, заранее деньги переводить не нужно). Разузнайте, обслуживался ли автомобиль в сервисе, есть ли сервисная книжка, поинтересуйтесь насчет ДТП — уличить продавца во лжи могут помочь данные из отчета, который стоит подготовить заранее.
Попросите продавца прислать побольше фото кузова и внутренностей: обратите внимание на зазоры между кузовными деталями и маркировку стекол, в салоне о реальном возрасте авто свидетельствует износ руля, педалей и сидений. Также вам стоит взглянуть на сканы документов — ПТС и СТС и паспорта владельца: если какие-либо данные (владелец, VIN-код, технические характеристики) не совпали с результатами предварительной проверки по базе, это должно насторожить. Дубликат ПТС вместо оригинала — тоже плохой знак; продолжать обсуждать сделку имеет смысл, только если продавец предоставит убедительное объяснение, зачем он его делал (например, в оригинале закончилось место — такое бывает у возрастных автомобилей).
Постарайтесь обязательно посмотреть машину в реале. Обязательно! Без осмотра и тест-драйва покупать машину не стоит. Предварительная проверка поможет без лишних встреч отсеять неподходящие варианты и ограничить число контактов с продавцами. Если вы проделаете все, что описано выше, это сэкономит время живого осмотра.
Проверка должна проходить только днем и в светлом пространстве. Если автомобиль грязный, попросите хозяина съездить на мойку. Внимательно изучите кузов, салон, приборную панель с контрольными лампочками и одометром, не поленитесь заглянуть под капот и днище: там могут быть сварные точки и следы жестяных работ, а это плохой знак. Убедитесь, что все открывается и закрывается, опускается и поднимается, загорается и гаснет, греет и охлаждает, заводится и бесперебойно работает. Попросите сервисную книжку или чеки о покупках запчастей и сервисном обслуживании. Если сомневаетесь в себе, позовите более опытного товарища или воспользуйтесь услугами эксперта — профессионального выездного диагноста. Он может приехать на осмотр авто вместе с вами или даже без вас, чтобы выдать заключение. Кстати, ссылки для вызова выездных экспертов есть в каждом отчете Автотеки.
Обязательно настаивайте на тест-драйве — причем нужно не просто прокатиться по двору и вокруг дома, а полноценно испытать автомобиль на ходу: поездить по улицам с «лежачими полицейскими», потормозить и поразгоняться, проверить, как автомобиль ведет себя в поворотах и в разных скоростных режимах. И да, убедитесь, что перед вами тот самый собственник автомобиля, который значится в документах: любой посредник в этом деле нежелателен.
Вроде бы все хорошо. можно ударить по рукам. Но не торопитесь! Напоследок стоит провести профессиональную диагностику. Выберите автомастерскую (официальную СТО или сервис, хорошо вам знакомый или с хорошими рекомендациями), но ни в коем случае не ту, которую предложит продавец. В сервисе должны проверить двигатель, ходовую, электрику. Вердикт мастера убережет от неудачной покупки или поможет скинуть цену.