За 80 лет в этом доме изменилось лишь одно. Бабушка Лида уже давно не спит на печке, а вот детские воспоминания забыть все равно не может. Маленький, но уютный дом – родовое гнездо пенсионерки. Здесь жил еще ее прадед. Здесь провожали на войну отца – маленькой Лидочке был всего год, а когда он пришел живым с фронта, Лиде было уже 5.
Я без валенок, в носках рванула, разволновалась, наверное. В то время не поняла, что это блестит, а он с орденами приехал. Повисла на него и все.
Мама Лидочку не воспитывала. Родителями, кроме папы, женщина называет дедушку и бабушку. Родной дом покинула, когда вышла замуж, но 30 лет назад она вернулась в Ивановку вместе с мужем из Стерлитамака. В 92-м году в деревне уже оставалось всего 4 дома. А после смерти мужа, 8 лет назад, Лидия Ефремова осталась здесь единственной жительницей. И поэтому в деревне нет магазина, за продуктами Лидия Николаевна ездит в райцентр один раз в полгода.
Я все с осени покупаю, не килограммами, а мешками. Муку, крупы, макароны. А все остальное: овощи, молоко, мясо – у меня все здесь.
Одиночество закалило. Сама таскает ведра с водой, разводит коз, содержит пчел. Лидия Николавена говорит, что привыкла к жизни на природе. Уже не боится, что на несколько километров вокруг ни души. В ближайших деревнях её знают все, но на всякий случай в доме имеется арсенал для самообороны.
Стена дома Лидии Николаевны давно превратилась в историческую экспозицию. Инструментам, которыми пользовался еще ее дед, не менее 100 лет. Они уже покрыты ржавчиной и давно не используются. Однако, судя по качеству, даже сегодня с этим серпом можно выйти на работу в поле.
И время как будто остановилось в этих вещах. Но точно не в этой хрупкой бабушке. На первый взгляд может показаться, что Лидия Николаевна живет здесь, потому что одинока, но это не так. К ней часто приезжают гости: знакомые, родственники. Но в город к детям она ни за что не уедет, наоборот, ждет и надеется, что в некогда большой деревне появятся новые дома, а у нее – соседи.
Фото: bash.news