По законам термодинамики расход топлива в двигателе внутреннего сгорания зимой должен быть ниже. Практически — все наоборот. Но термодинамика в этом не виновата – просто зимой возникает целая куча причин и контрдоводов, которые и мысли не допускают об экономии. Вспомним основные.
Прогрев мотора.Зимой он явно дольше летнего. Отопление салона. Поэтому, на морозе при коротких остановках мотор обычно не глушат. Задействовано множество энергопотребителей: обогреватели стекол, зеркал и сидений, отопитель, дворники, фары и т.п. Состояние проезжей части. Очевидно, что по снегу или по грязи ехать гораздо тяжелее, чем по чистому асфальту. Зимние шины.Даже на чистой дороге их сопротивление качению больше, чем у летних. Подшипники. Смазка на морозе густеет, а потому вращение требует большей энергии. Полная масса автомобиля.Шубы и дубленки намного тяжелее летних маечек и топиков. А багажники пополняются тулупчиками, лопатами и прочим тяжестями — у кого чем. Режим движения.Не только пробки, но и заснеженные дороги снижают средние скорости, заставляя ползти на пониженных передачах. Ну и как в таких условиях экономить топливо? Летнего расхода добиться все равно не удастся, но чуть сократить топливные расходы все-таки можно.
Как сесть на топливную диету?
Первый пункт списка позволяет сэкономить до 100 % - нужно просто отказаться от поездок на машине! Конечно, это неприемлемый вариант. Пункт номер два — любимая тема для спорщиков. Речь о прогреве мотора. Эксперты проводили многочисленные замеры и на сегодня такие рекомендации: запустить двигатель, смахнуть с машины снег, освободить дворники и медленно тронуться в путь, не выжимая педаль газа до пола. Мотор прогреется быстрее, а расход будет минимально возможным. Обязательно нужно счищать с машины снег наметенный за ночь снег – это лишняя масса, аэродинамика и безопасность. Четвертый пункт — давление в шинах. Когда мы «переобуваемся», то бывает еще тепло, но со временем становится все холоднее, тогда и давление в шинах снижается. А низкое давление – это явный перерасход, да и сохранности шин он не способствует. В общем, проверяйте давление в шинах! Пункт номер пять — масло. Соответствущая смазка – это прежде всего, конечно, беспроблемный пуск холодного двигателя, но и экономичность в стороне не стоит! Масла типа 0W-20, которые сегодня так любят предлагать дилеры, действительно обладают меньшей вязкостью во всем диапазоне рабочих температур в сравнении, скажем, с 5W-30. А поскольку зимой часто приходится ездить на полупрогретых моторах, то о «слишком жидком» масле можно думать без особой опаски. Шестой пункт — автоодеяло. Тут никаких чудес нет: подобные прибамбасы реально помогают сохранять тепло в моторном отсеке. Прогрев после пуска при этом ускоряется. Седьмой пункт — убрать лишний балласт типа багажника на крыше. Это может сэкономить примерно литр на сотню при езде по трассе. Впрочем, этот совет не только для зимы… Восьмой пункт, собственно, важен не только зимой – стиль, манера езды. Дерганому и нервному водителю никакого бака не хватит, да и ненужные гонки с экстренными торможениями не способствуют экономии.