Все новости
Это надо знать
11 Февраля 2020, 11:22

Пока гром не грянет…

Мы уже не представляем свою жизнь без такси. В районе действует несколько служб такси. Очень удобно: позвонил – машина приехала и повезла тебя в любую точку. Иногда приходится ждать на улице, тогда мы звоним еще раз, выражаем недовольство. А иногда не успеваем даже выйти на улицу, а такси уже ждет. Подъезжают разные автомобили: старые и новые, российские и иномарки, с чистым салоном и грязноватым, со словоохотливым водителем и молчуном – разные попадаются такси. Но мы люди терпеливые, не жалуемся, так как нам нужно быстрее доехать, минут 5-10 и потерпеть можем, тем более, что многих водителей мы знаем – не будешь ведь ругаться со знакомым, не тот у нас менталитет.

Но зададимся вопросом: садясь в такси, кому мы вверяем свое здоровье (а, возможно, и жизнь), что за водитель за рулем, опытный ли, здоров ли, не пьян ли, исправен ли его автомобиль? И тут переходим к вопросу: насколько законно работают действующие в районе такси?
Мы звонили по нескольким телефонам, известным как телефоны такси, с уточнением, работают ли у них водители, имеющие разрешение на работу в качестве такси, выдают ли они какие-нибудь платежные документы. Ясных, четких ответов получить не смогли. Обошли места, где обычно кучкуются такси, но ни «шашечек» на боковинах, ни оранжевых знаков на крышах автомобилей мы не увидели. Зеленая светящаяся надпись «такси» на лобовом – не в счет. Создалось впечатление, что легально работающих такси в районе нет. Вот так!
А как это все должно быть организовано, каковы требования закона? И вот что выяснилось. Водитель: Водительский стаж должен быть не менее 3-х лет; должен иметь разрешение на осуществление деятельности в качестве такси; должен проходить предрейсовый медосмотр. Автомобиль: автомобиль должен быть технически исправен, для чего должно проводиться регулярное техническое обслуживание и ремонт автомобиля и должен осуществляться контроль технического состояния перед выездом на линию; на автомобиль должна быть нанесена цветографическая схема такси и должен быть опознавательный знак оранжевого цвета «Такси». Теперь о том, что должно быть внутри салона. На передней панели перед пассажиром должна быть карточка с информацией о службе такси, от которой работает данное такси, условия платы за проезд, карточка водителя с фотографией, фамилией-именем и номером разрешения на работу такси, а также информация о контролирующих органах. Только при выполнении данных условий автомобиль может выехать на линию.
Если что-то предписано законом, то обязательно предусмотрено и наказание за невыполнение предписаний нормативно-правовых актов. Посмотрим, какие кары предусмотрены за нарушения.
Штраф водителю за работу без разрешения – 5 тысяч рублей (документ называется «Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан», кем и как выдается этот документ – чуть ниже); нанесение на автомобиль цветографических схем такси или установка оранжевого знака такси при отсутствии у водителя разрешения – 5 тысяч рублей; отсутствие этих знаков на автомобиле даже при наличии у водителя разрешения – 3 тысячи рублей; отсутствие внутри салона информационной карточки – 1 тысяча рублей. В законе предусмотрено наказание и за невыдачу кассового чека или квитанции. А самый первый штраф – это штраф за незаконное предпринимательство, потому что, ты выехал как такси – это уже незаконное предпринимательство! Хотелось бы довести до сведения агрегаторов такси (так по закону называются те лица, которые организуют диспетчерскую службу и прием заказов такси), что, если пока они почти ни за что не отвечают, то готовится закон, по которому ответственность за причинение вреда здоровью (или другого ущерба) пассажира будет делиться между таксистом и агрегатором. Поэтому, службы такси должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы у них работали опытные, легальные таксисты.
Да, согласимся – кары весьма ощутимые и если контролирующие и надзорные органы начнут их применять – мало не покажется. Пока у нас спокойно. Но это придет и к нам, в глубинку, будьте уверены. Посмотрите, какую войну нелегалам объявили в столице и в городах! Зачем ждать, когда это придет и к нам. Зачем ждать, пока что-нибудь случится, какое-нибудь происшествие. Тогда, конечно, все забегают. Зачем доводить до крайностей. Можно ведь работать и вполне законно!
Начнем с того, что с этого года для работы таксистом совсем не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Самый приемлемый вариант – зарегистрироваться самозанятым! Мы в газете уже не один раз писали об этом, также на сайте Федеральной налоговой службы есть подробные пояснения по этому виду налогообложения. Не говоря о тех, для кого такси является основным видом деятельности, для подрабатывающих вечерами, между вахтами в Сибири, в выходные дни это тоже очень удобный вид налогов: работаешь, получаешь доход – платишь, поехал на вахту и пока не работаешь – не платишь.
Что касается разрешения на работу в качестве такси. В Башкирии данное разрешение выдает Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (Госкомтранс). И для получения этого разрешения совсем не нужно ехать в Уфу – отправить документы можно через МФЦ, через портал госуслуг. Стоимость услуги вполне подъемная – 1000 руб. Разрешение дается на 5 лет и затем за 500 рублей можно продлить. И в процедуре получения разрешения нет требований к возрасту автомобиля – главное, он должен быть исправным. Требование к стажу водителя – 3 года – выше написали. Важное замечание для нас, как приграничного района: с разрешением, выданным в Башкирии, выезжать в соседние регионы, чтобы отвезти пассажира, можно, но работать постоянно, допустим, в Куеде с «башкирским» разрешением нельзя – разрешение нужно получить в Пермской области.
Мы очень надеемся на то, что наша статья поможет превращению наших так называемых такси в действительно такси, с соответствующими знаками, с опытными водителями на исправных автомобилях. Возможно, и власть предпримет определенные шаги по упорядочиванию этой деятельности. А в селе появится больше парковочных мест для посетителей торговых центров. А пока всю площадку перед универмагом, «Уютом», «Мустафой» и «Дружбой» занимают «бомбилы», после которых остаются горы окурков, шелуха от семечек и другой мусор…
Рафит ФАЙЗРАХМАНОВ,
Фарзана ИСМАГИЛОВА.