22 июня 1941 года. В это утро шофер Шарифгали по обыкновению спешил к своей полуторке: дотошно осмотрел машину, подкрутил, заправил. Техника все-таки, в любое время надо быть готовым – в колхозе ведь горячая пора.
После обеда к нему подошел 30-летний председатель сельсовета, уже успевший принять участие в Финской войне, и говорит:
– Шарифгали, братишка, сегодня Германия объявила войну. На станцию надо отвезти людей, которые уходят на фронт. Сходи домой, подготовься. Не забудь попрощаться с семьей. Кто знает, что может случиться.
Бадамшин сходил домой, наскоро попил чаю и вскоре вернулся обратно. Загрузил односельчан и поехал в Куеду. Думал, что только отвезет, а пришлось и самому, оставив свою полуторку, отправиться в Москву. Таков приказ, объяснили ему.
Вот так в день начала войны он был призван в Красную Армию. 24 июня прибыли в столицу. А потом протянувшиеся до самого юга Пруссии долгие фронтовые годы и дороги.
Куда только его судьба не бросала, он всюду проявлял смелость и отвагу. Много раз пришлось встречаться лицом к лицу со смертью, но Шарифгали оказался сильнее. Получал незначительные ранения, но не лежал в госпиталях и лазаретах. Видно, сама судьба оберегала крепкого шулгановского парня от бед и несчастий. Такие ведь в любое время, в любом месте нужны.
Шарифгали поначалу служил шофером, затем разведчиком. Ефрейтор Бадамшин отличался решительностью и бесстрашием. Об этом хорошо знало и командование. Его медаль «За отвагу» – прямое тому доказательство. Первую медаль получил в июне 1943 года, а вторую спустя год. В приказе было написано следующее: «При выполнении боевых заданий Шарифгали Бадамшин проявил себя умелым водителем. Перебоев в подвозе грузов не допускал, боевые задания выполнял полностью и своевременно». В мае 1945 года Приказом командира 17-й Бобруйской Краснознаменной стрелковой дивизии 48-ой армии III Белорусского фронта он награжден третьей медалью. 7-8 мая он вместе с товарищами вблизи косы Фрише-Нерунг обеспечивал устойчивую связь между военными штабами.
В родное село Шарифгали Бадамшин вернулся в 1946 году и 20 лет проработал водителем в колхозе. В 1954 году ему одному из первых в районе доверили машину ГАЗ-51, с которой он обращался очень бережно. Его постоянно ставили в пример многим, о нем всегда отзывались с похвалой. Работал, соревнуясь с Габдулхаем Гумеровым, с которым вместе ушел на фронт. Дружил с кавалером ордена Славы III степени Ситдиком Гариповым,
ветеранами войны Шамси Гариповым и Гилемханом Нурисламовым.
Вместе с супругой Накибой воспитали пятерых детей. Об этой трудолюбивой семье и сегодня вспоминают добрым словом.
– И пусть наш отец был простым колхозником, шофером, он всегда жил заботами односельчан. Был прямолинейным, справедливым. Трудился не только для себя, больше ради общего дела. Был всегда дружелюбным.
«Если нет взаимоуважения, теряется смысл жизни», поучал он нас, – подытожил Рафит Бадамшин краткие воспоминания о своем дорогом человеке.
Безусловно, людям, чье детство, молодость пришлись на военные годы, есть, что сказать и пожелать последующим поколениям. Однако их ряды с каждым годом редеют. Вот потому ни в коем случае нельзя забывать их наставлений. А Бадамшины и стремятся к этому, ведь воспоминания живы в их сердцах.
разведчик Шарифгали Бадамшин (стоит, второй слева) вместе с боевыми товарищами. 1944 год (фото из семейного архива).