На фронт из села Старый Курдым было мобилизовано около 200 человек. «Родные мои, мы будем сражаться за Родину, за ваше счастливое будущее!» – так сказал бригадир Анас Исхаков, прощаясь с тремя детьми и женой Зиганией.
Первыми на войну были призваны Ханиф Хатипов, Мулланур Ханов, Фасих Нигаматьянов, Карип Хузин, Хикматулла Ибатуллин, Насибулла Искандаров, Музафар Зарипов, Гаффан Гарифьянов, Сагит Зуфаров, Амирхан Гатауллин, Ахат Шаяхметов. В селе остались многодетные отцы, женщины и дети, старики, инвалиды.
Началась борьба за будущее. Не покладая рук, не жалея и не щадя себя, трудился народ в тылу с утра до ночи.
В 1938 году в селе Старый Курдым открылся филиал Татышлинской МТС. Поскольку этот филиал обслуживал земли Аксаитовского, Шулгановского, Сараштыбашевского, Акбулатовского, Кудашевского сельсоветов, для курдымских земель техники не хватало. В парке Курдымской МТС было 15 тракторов и восемь комбайнов. Три трактора ЧТЗ, три автомобиля, 83 человека были отправлены на фронт. Из записи директора Гарифа Гайнетдинова:
«... 24 человека получили «бронь». Один из них, Нажип Султанов из Курдыма, был назначен бригадиром трактористов. Шел 1942-й год. Пришлось открывать курсы трактористов. Помещения, вмещающего 60-70 человек, не было. В деревне Кансияр была мечеть без окон и с ветхим крыльцом. Привезли окна от Ильметовской мечети. Через пять дней начались занятия для 70 девушек-курсантов». Сегодня из них живут и здравствуют Насима Багаутдинова (Старый Курдым) и Кифая Ханова (II-Зиримзибаш).
«В Курдыме было три трактора. На них работали Зугайра Ханова, Сакина Нугаева, Фагиля Гарифьянова, на комбайне Зайтуна Ибрагимова. Они же привозили воду и заготавливали чурки для отопления, и это при том что радиаторы были пробиты, техника старая, запчастей почти нет. И все равно старались. В день окончания войны отправили помочь со вспашкой в Ямады. День Победы провела там», – вспоминает те дни трактористка Насима апа. Лошади тоже были на полях. «Вместо лошадей запрягали коров, на них и пахали, и сеяли. Так выращивали хлеб для фронта. Примеры трудового героизма проявили самые пожилые люди села Карим Якупов, Исмагил Исламов, Юсуп Якупов, Хужа Калямов, Зарифьян Ихсанов, Рахматулла Сибагатуллин, Ибрагим Мирсаяпов, Гарай Басыров, Нисафутдин Ахметов», – говорит имам-хатиб Магдан Атнабаев.
Тяжелые мешки с семенами доставляли на салазках из станций Куеда и Рабак. Эти годы хорошо описал в своей пьесе «В распутицу» драматург, народный поэт РБ Ангам Атнабаев. Село Курдым, в котором насчитывалось около 250 дворов, было разделено на четыре бригады. Деревня Кансияр сама была одной бригадой. Мастура Гимаева, Газза Багаутдинова, Латип Гимаев, Авхат Шаяхметов, Муслима Ахматьянова, Фатхия Ихсанова были назначены бригадирами. К началу войны председателем колхоза был Касим Атнабаев, затем его дело продолжил Галиакбер Ахтаров. Касим Давлетхузиевич геройски погиб на Ленинградском фронте. Его жена Марзия осталась с семью детьми.
Похоронки о гибели мужей получили также Марьяма Мустафина, Канифа Миннебаева, Саиба Ибатуллина, Забира Фархутдинова, Сагида Дахиева, Хазар Хузина, Тахира Шаяхметова. Мужеству этих женщин можно было только поражаться. Спустя годы мы вспоминаем великих тружениц тыла: из первой бригады Азьменису и Гульменису Гарифьяновых, Гульназиму Искандарову, Орхию Файзыханову, Райхану Искандарову, Нагиму Зуфарову, Хамдию Шакирову, Яннат Хузину, Маруу Карамову; из второй бригады – Рахиму Хисамову, Зульгайшу Азмухаметову, Хапсу Зарипову, Хакиму Азмиеву, Кариму Хузину, Хусну Сулейманову, Сагиду Дагиеву, Галиму Шаехову, из третьей бригады - Тахиру Шаяхметову, Саибу Ибатуллину, Шамсию Галиеву, Латифу Шакирову, Васбикамал Шакирову, Марзию Атнабаеву, Амину Гатауллину, Забиру Фархутдинову, Гульчиру Ханову, Маулиху Камалову, из четвертой бригады – Дорли Ахматнурову, Маулиху Султанову, Хазар Хузину, Ямилю Кашфуллину, Сахипямал Хабибуллину, Насиму Ахматьянову, Мунавару Ахметову – все они достойны глубокого уважения.
Не призванные на войну из-за инвалидности, Вали Муллагалиев, Хамза Шаймухаметов работали машинистами барабанных очистителей. Они очищали в день по 90-100 центнеров зерна. У Нуха Якупова было плохое зрение, и все равно он работал в амбаре, крутил вращающийся барабан для отправки зерна на фронт.
«Одиннадцать мальчишек у нас в селе росло». Эти строки из стихотворения Ангама Атнабаева. Мугалим, Назгат, Насимьян, Адип, Хурмат, Тимерьян, Амир, Кави, Сави, Ясави, Рафкат заменили ушедших на фронт отцов, работали наравне со взрослыми. Мальчишки помогали матерям на поле подвязывать снопы, собирать колосья, все домашнее хозяйство тоже было на их плечах. Когда жатва хлеба заканчивалась, только тогда начинались занятия в школе. Война украла их детство. Некоторых детей привлекали для прополки сорняков в пшеничных и ржаных полях, заготовки сена, сбора съедобных трав и кореньев в лесах. Для отправки на фронт плели веревки и лапти из лыка.
В Куеду за хлебом детишки отправлялись рано утром, потому что зерна, выдаваемого за трудодень, не хватало накормить семью. Демобилизованный по ранению глава многодетной семьи Гильмияров с помощью директора семилетней школы Хузиахмета Ахметова написали письмо маршалу Жукову, в котором были такие слова: «... Умираем от голода, надеть нечего, верните отца с фронта». От Жукова семье пришло десять посылок.
Занятия в школе не прекратились. Гайша Шарыгина была директором, Закия Хузина, Каусария Давлетшина, Нажиба Садриева, Вагида Тагирова, Разия Сафарова, Ляйла Садретдинова обучали детишек. Эвакуированная Раиса Соловьева преподавала русский и немецкий языки. В начальных классах уроки вели Адия Шаригина и Фая Беркутова. Не хватало учебников, бумаги, карандашей. Чернила делали из сажи. Учителей с образованием не хватало, и все же они старались обучать. Вернувшиеся с войны девушки Зугайра и Расима Хузины были приняты для проведения учебно-воспитательной работы.
В селе была молочно-товарная ферма. Коров доили вручную. Колхозники делали все для того, чтобы обеспечить нужды фронта. Связь между фронтом и тылом была прочной.
Осенью 1942 года началось формирование народного ополчения. В помощь фронту было собрано 18 посылок. На оборону страны был организован сбор заема, мяса, масла, яиц, одежды. Живущего впроголодь Гаптерахима из-за неуплаты заема на ночь закрыли в здании сельсовета. На следующее утро его отпустили: он обещал, что продаст колодец и принесет деньги. Уполномоченный из района, уставший от работы с населением, не стал разбираться.
Старательные были люди. Жители села растили хлеб и отправляли на фронт. Хлеб – наше богатство и гордость. Он – история, радость и печаль, мечты и надежды человека.