Татышлинский вестник
-4 °С
Облачно
VKOK
Все новости
Нам пишут
5 Июля 2019, 18:52

И это все о нем...

Уже после войны были обнародованы страшные цифры сухой статистики потерь командного состава Красной Армии. Одна из жестоких откровений боев – командир роты погибал на передовой за неделю, а командир взвода – за три дня.

Боевой путь командира сабельного взвода Габдулхая Шарипова начался в сентябре 1941 года, а закончился в сентябре 1945. Четыре года под градом пуль и осколков, между жизнью и смертью. Было ли страшно на войне? Если кто думает, что отчаянным и отважным не страшно, то нужно вспомнить слова поэтессы Юлии Друниной, санинструктора стрелковой роты:

«Кто говорит, на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне!»

Десятилетия спустя писатель-фронтовик Василий Карпов скажет немного по-мужски: «Вой­на – это прежде всего тяжелая работа». Славный путь 86-го гвардейского Лидского Красно­знаменного, ордена Суворова полка начался еще в 1941. Полк бросали на самые ответственные участки фронта с задачей прикрыть, не пропустить, ликвидировать брешь. Но все же и он, как и вся Красная Армия, отступал на восток с тяжелыми боями, в которых закалялся и учился на ошибках, терял лучших своих воинов. Отступал, чтобы оттолкнуться от Москвы и Сталинграда и двинуться на Запад. Наступление было самой большой наградой для красноармейцев, наградой для живых и мертвых.

Не про нашего ли героя написал Константин Симонов в своих «Живых и мертвых». И про него тоже. Такие командиры, как Габдулхай Шарипович, выжившие в мясорубке сорок первого и сорок второго, закаленные в боях, и сос­тавили костяк, стержень Красной Армии, погнавшей врага в его логово. Симонов писал: «Война сотворила из Синцова командира. Он стал сильным. Его не только уважают, но и любят. Синцов сам себе говорил, что до войны был ни рыба ни мясо. Он храбро сражался, приобрел несравнимый ни с чем опыт, прошел школу войны, у него четыре ордена и шесть ранений».

Все было на той войне за четыре года. Как-то в Германии их отправили на заготовку леса. После пяти часов ударной работы помкомвзвода вдруг удивил: «Товарищ командир! Лес говорит, надо остановиться. У нас на родине говорят: «Урман сөйләшә башлады, бераздан сугыша башлый». А то будут у нас небоевые потери». Шарипов прислушался к словам подчиненного и вывел бойцов из леса. А сам, наконец-то, стреножив лошадь, решил немного насладиться дневным сном и, подложив под голову снятое с коня седло, заснул. Проснулся он от грохота. Это была просто гроза. И дождь проливной. А ему приснилось, что тонны снарядов рвутся на наших позициях, что под этим обстрелом умирают его боевые товарищи, слышалось мучительное ржание коней.

Дождь перестал, и сразу по тому месту, где они валили лес, ударили 120-миллиметровые немецкие минометы. Однако наших бойцов там уже не было. Спас, получается, немецкий лес советских воинов. Прискакал помкомвзвода, взъерошенный, папаха на затылке:

– Габдулхай, старшину убило!

Кровь прилила к голове, виски сжало ненавистью – ведь с ним Габдулхай прошел всю войну. Через два часа в наступление. Пока он уточнял в штабе задачу своего подразделения, бойцы похоронили старшину.

Награды нашли младшего лейтенанта Шарипова уже в конце войны. Статус ордена Отечественной войны впервые перечислял конкретные действия, за которые воин мог быть представлен к награде, а именно: «военнослужащие, своими действиями способствовавшие успеху боевых операций».

26 июня 1944 года в боях за сильно укрепленный населенный пункт в Белоруссии взвод под командованием Габдулхая перерезал железную дорогу, уничтожил более сорока и захватил в плен более двадцати солдат противника, а Шарипов лично уничтожил гранатой пять фашистов. За умелое командование взводом Габдулхай Шарипович был награжден орденом Отечественной войны I степени.

За подвиги в последующих боях, тридцатилетний командир сабельного взвода был дважды представлен к ордену Александра Невского. В первом случае командующий 2-м Белорусским фронтом маршал К. Рокоссовский посчитал, что Шарипов дос­тоин более высокой награды, и он был удостоен ордена Боевого Красного Знамени. А за подвиги, совершенные уже в самом конце войны с 27 апреля по 2 мая 1945 года, Шарипов был награжден одним из редких наград Великой Отечественной – орденом Александра Невского, которым награждали и младших офицеров, и генералов за ратные подвиги. Это уникальный орден, за всю войну этим орденом награждено всего 42 тысячи человек. Он существовал в наградной системе и царской России, и в советское время, существует и сегодня. В кавалерии эту награду давали за «стремительные действия и инициативу по расстройству и уничтожению противника и обес­печению развитию успеха». В нас­тупательном порыве 27 апреля 1945 года, как следует из наградного листа, взвод Шарипова первым ворвался в деревню и уничтожил в завязавшемся бою 21 немецкого солдата. 2 мая взвод, находившийся в охранении, был внезапно атакован фашистской пехотой, но противник сам потерял 23 солдата, 4 орудия и две машины.

Война для младшего лейтенанта Шарипова закончилась лишь в сентябре 1945 года. Дома его ждали жена и трое детей, после войны родились еще шестеро ребятишек. Ждали его блестящая педагогическая деятельность в школах и детских домах района, о чем свидетельствуют многочисленные письма со словами благодарности от учеников и воспитанников.

Человек не всегда получает от Родины свои заслуженные награды. Вот и Габдулхай Шарипович, ушедший от нас в 66 лет, не получил свой четвертый орден – орден Отечественной войны I степени, который полагался ему по статусу. В 1985 году их вручали к 40-летию Победы. К сожалению, дали о себе знать старые раны.

Сын солдата Златоустовского пехотного полка, охранявшего императора Николая II при его приезде в Уфу, проработавшего лесником до 88-летнего возраста – до самой смерти в 1976 году – Шарафислама Шарипова, Габдулхай Шарипов воспитал шестерых мужчин, отдавших свой долг Родине. Двое его сыновей стали старшими офицерами, посвятили свою жизнь военному делу: Фларит и Ринат закончили Алма-Атинское пограничное и Ульяновское танковые училища. Фларит к тому же пять лет прослужил в Афганистане, имеет боевые награды. Мы, учащиеся Ялгызнаратовской средней школы, помним прекрасную учительницу Светлану Габдулхаевну, дочь Габдулхая Шариповича. Но это уже совсем другая история.

Сегодня, в день начала Великой Отечественной войны, хотелось бы вспомнить одного из тех, кто прошел эту войну от начала и до конца. Имея два ранения и контузию, пройдя сквозь жестокость войны, видя смерть друзей-однополчан, он не очерствел душой, а стал Учителем с большой буквы. И это все о нем, о младшем лейтенанте Габдулхае Шариповиче Шарипове, об одном из тех, кто защитил нас от фашизма.

В каждой семье есть такой Герой, вспомним их сегодня… Пусть они знают: никто не забыт, ничто не забыто!
Олег МИННЕГАЛИЕВ.

Выражаю благодарность Ленарие Шариповой из села Верхние Татышлы за предос­тавленные материалы: наградные листы и письма.
Читайте нас: