19 октября в рамках этнокультурной субботы в МБОУ СОШ №1 с.Верхние Татышлы были организованы различные мероприятия.
Утро началось с тематической линейки, где ребята в национальных костюмах в доступной форме рассказали, что такое этнос, поговорили о многонациональности нашей Республики, прочитали стихи на родном башкирском, татарском, русском и удмуртском языках. Ребята послушали удивительную мелодию курая, спели песню на башкирском языке.
Для обучающихся 1А класса классный руководитель И.А.Шамсиева провела классный час на тему «Родной Башкортостан». Классный час сопровождался красочной презентацией, музыкой, что позволило детям полностью окунуться в завораживающую красоту бескрайних просторов и бесчисленных богатств нашей Республики, пробудив интерес к дальнейшему изучению своего родного края и желание все это беречь и приумножать. Затем ребятам было предложено нарисовать, каким они представляют свой родной край, свое село.
Общая численность удмуртов в Башкортостане по итогам всероссийской переписи 2002 года составляет 22 тысячи 625 человек. Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорских языков и близок к языкам коми. В нем четыре наречия: северное, южное, периферийно-южное, бесермянское. Для детей удмуртской национальности учителя Л.Ф.Биктимирова и Д.Б.Марданова организовали встречу с председателем национально-культурного центра удмуртов Республики Башкортостан Салимьяном Гарифуллиным и народным ансамблем «Учы ныл» (Соловушка). В своем выступлении Салимьян Гарифуллович призвал детей бережно относиться к родному языку, изучать его, любить и разговаривать на нем. Народный ансамбль «Учы ныл» выступил с концертными номерами.
С девочками 8 классов учитель технологии З.Р.Ахунова провела мастер класс по изготовлению башкирской юрты. Традиционное жилище древних башкир называется «тирмә» – «юрта». Девочки использовали при изготовлении юрты фетр и цветной картон. Использовали в орнаменте геометрические и растительные элементы. Цветовая гамма тоже соответствовала. Ученицы с интересом выполняли работу.
Обучающиеся 5В класса участвовали в викторине «Мой край – мое Отечество», которую провела классный руководитель Т.Г.Фархутдинова. Цель мероприятия - расширить представление о многообразии природы родного края; развивать познавательный интерес к своей «малой родине»; воспитывать патриотизм, любовь к родному краю. Викторина состояла из нескольких этапов: «Символика», «Знаменитые люди», «Известные географические объекты». Также обучающиеся должны были показать на политической карте столицу и соседние субъекты республики, продемонстрировать элементы башкирского танца. Ребята справились с заданиями и были награждены сладкими призами.
Учителя 4Б, 4В классов Г.М.Лутфиева и Л.Ш.Мулланурова организовали для обучающихся народные игры. Дети с удовольствием поиграли в игры народов Башкортостана: «Тирмә» («Юрта»), «Бакыр бүкән» («Медный пень»), «Түбәтәй» (Тюбетейка), «Буш урын» («Займи место»), «Золотые ворота», «Угадай и догони». Игры развивают внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, воспитывают положительные взаимоотношения и уважение к традициям родного края.
Поэзия способна распахивать сердца навстречу прекрасному, она таит в себе вечное, первозданное, никому неизведанное. В этом полностью смогли убедиться обучающиеся 10-11 классов на встрече с поэтами-земляками. На встрече приняли участие лауреаты премии имени А.Атнабаева, авторы сборников стихотворений Ф.С.Миннигалиев и Р.Б.Сагиева. В своих выступлениях они рассказали о своем детстве, творчестве, читали стихи собственного сочинения. Ребята получили уникальную возможность пообщаться с интересными и талантливыми людьми Татышлинского района, узнать о них что-то новое. Встреча прошла интересно и познавательно.
«Обычаи местных народов» («Җирле халык йолалары») стали темой встречи в Межпоселенческой центральной библиотеке в рамках этнокультурной тематической субботы. С самого порога обучающиеся 9Б класса и классный руководитель Г.М. Арманшина оказались в атмосфере уютного сельского дома, а когда надели элементы татарского костюма, представили себя частью деревенской глубинки давних времен. Зажигательные и любимые мелодии молодежи приглашали на “Аулак өй” – традиционный вечер в форме посиделок.
Для обучающихся 7А класса классный руководитель Л.М.Галямшина и администрация школы организовали экскурсию в краеведческий музей ООШ с.Уразгильды. Учитель Н.А.Гарифуллина провела интересную и познавательную экскурсию по залу музея. В ходе экскурсии ребята познакомились с историей села Уразгильды, фольклором и традициями местного удмуртского народа. Дети с любопытством рассматривали экспонаты и задавали вопросы. Ребята получили огромное удовольствие от экскурсии в «прошлое», узнали много нового и интересного о быте и культуре удмуртов.
В рамках мероприятий был проведен Тотальный диктант, посвященный творчеству Мустая Карима. Автором текста в этом году был выбран народный поэт, писатель, драматург Мустай Карим. Диктант проводился на башкирском, русском, татарском и удмуртском языках. Охват обучающихся – 100%.
Обучающиеся 5А и 5Б классов посмотрели фильм, снятый по произведению Мустая Карима «Долгое- долгое детство» на башкирском. После просмотра А.Ф.Мулланурова рассказала о творчестве и биографии автора повести.
Группа обучающихся 6А класса и классный руководитель А.А.Назмуханова посетили историко-краеведческий музей, с целью ознакомления жизнью и творчеством Гали Сокороя - башкирского и татарского поэт-суфия, просветителя, и его сына – известного ученого, публициста, поэт-просветителя ХIХ в. Гарифуллы Киикова. Ребята получили огромное удовольствие от экскурсии, узнали много нового и интересного.
Обучающиеся с желанием посещают уроки родного башкирского языка. На мероприятие, посвящённое родной республике, второклассники башкирской группы под руководством учителя Л.Р.Фатхуллиной выучили наизусть стихотворения, разучивали песни, танцы и достойно выступили перед своими сверстниками. Они также использовали материалы из башкирского фольклора. Мальчишки и девчонки гордятся тем, что родились на самой красивой земле – Башкортостан!
Таким образом, обращаясь к истории педагогики, можно сделать вывод, что эта проблема не столь нова. Еще в свое время Я.А.Коменский считал, что познание должно начинаться с предметов и явлений, окружающих ребенка. К.Д.Ушинский ввел термин «отечествоведение». Содержание «отечествоведения» рассматривалось им как комплексная характеристика региона проживания, где общенаучные знания формируются на основе местных особенностей и фактов и, в первую очередь, родного языка. Стержнем нового ФГОС стали темы: Родины, малой Родины, этнокультурные особенности, которые раскрываются не через конкретные дисциплины, а рассматриваются на каждом предмете и во всех частных темах, где это представляется целесообразным. Для современного образования стало актуальным возрождение у обучающихся национального самосознания, патриотизма, гражданственности.
А.Х.Авхадиева, заместитель директора по родным языкам.