Татышлинский вестник
-12 °С
Облачно
VKOK
Все новости
Образование
13 Января 2020, 07:40

Министр просвещения - о ЕГЭ, зарплатах учителей и новых отметках в аттестатах.

Предлагем вольный пересказ беседы с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой на «Деловом завтраке» в «Российской газете». Считаем, что будет интересно прочитать не только учителям.

Вопрос из Мордовии: "В регионе оклад учителя за 18 уроков в неделю - всего 3,6 тысячи рублей. А средняя зарплата со всеми надбавками - 24,4 тысячи. Почему такая большая разница?"
Ольга Васильева: Мы сейчас боремся за то, чтобы 70 процентов фонда оплаты туда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30 процентов должно выделяться на различные надбавки. Такие рекомендации регионы получают каждый год. Но проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, набавки и стимулирующие выплаты. Далеко не все эту пропорцию - "70 на 30" - соблюдают. Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работают на 1,5 ставки и больше.
Как выходить из ситуации? Благодаря Татьяне Алексеевне Голиковой сейчас разрабатываются поправки в Трудовой кодекс. Они позволят ввести единую модель, по которой будет формироваться структура оплаты труда, позволят прописать базовые гарантии на федеральном уровне. И мы очень надеемся, что после медиков по такой регионально-отраслевой системе пойдем и мы с учителями.
Ольга Васильева о вакансиях: В школах работает примерно 1,5 миллиона педагогов. По моим оценкам, не хватает еще процентов десять. Особенно нужны учителя иностранного языка, математики, информатики, физики. Все чаще в эту статистику попадают учителя начальных классов. Многое зависит от губернаторов, местной власти. Там, где действительно болеют за это, есть и дополнительные выплаты учителям, подъемные, служебные квартиры и зарплаты.
Еще один факт - у нас почти треть всех учителей - пенсионеры. Притом, что на бюджетные места ежегодно поступает 60-70 тысяч будущих педагогов. До школы потом доходит меньше половины из них. Почему не идут? Боятся работать с детьми, боятся ответственности и нагрузки. Поэтому сейчас педагогические вузы меняют отношение к практике - ее будет больше, она будет начинаться раньше. И мы очень надеемся на то, что в школах появятся наставники для молодых специалистов: старшие и ведущие учителя. Кроме того, мы предложили минобрнауки выделить 88 тысяч бюджетных мест в вузах на направление "образование и педагогические науки". Это планируемые контрольные цифры приема на 2021/22 учебный год.
Вопрос из Курска: "Когда учителей избавят от бумажной волокиты, бесконечных и бессмысленных отчетов?"
Ольга Васильева: Мы определили четыре документа, которые должны быть: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник. Всё! Любые другие бумаги - о субботниках, прививках, партах и тому подобное - не должны быть заботой учителя.
Мы опять же отправляем такие рекомендации в регионы каждый год. И видим, что они не выполняются. Поэтому сейчас работаем над поправками в ФЗ "Об образовании в РФ", которые закрепят правило "четыре документа для учителя" законодательно.
Кроме того, немного облегчить жизнь педагогам должны новые школьные стандарты (ФГОС). По сравнению с действующей версией они позволят снизить нагрузку по отчетности более чем на 30 процентов.
Стандарты должны заработать на полную катушку уже в 2021 году. Как они изменят школьную программу?
Ольга Васильева: Работа над обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) шла более полутора лет. И к концу января мы планируем ее закончить. Главное отличие от прошлой версии - мы прописали содержание по каждому предмету. Раскрыли подробно: что и в каком классе нужно дать ученику. Правила, темы, навыки… Но объем основного содержания предметов не изменился - с ним школа и так работает на протяжении многих лет.
Что мы добавили? То, без чего в современном мире уже нельзя. Например, ОБЖ: появились модули про безопасность на транспорте и в информационном пространстве. Технология. Здесь отдельный модуль про робототехнику, конструирование моделей и программирование. Информатика: соблюдать сетевой этикет, обеспечивать личную безопасность при общении в соцсетях. Зафиксированы изучаемые языки программирования. Это позволит в ближайшей перспективе перейти к компьютерной форме ЕГЭ.
Об отношении министра к введению оценок по ИЗО, музыке и физкультуре «зачет-незачет» мы уже писали.
Будет ли ОГЭ по иностранному языку?
Ольга Васильева: Успокаиваю. В девятом классе никаких новых обязательных экзаменов не планируется: ни по иностранному языку, ни по истории, ни по какому-либо другому предмету. Ребята по-прежнему будут сдавать обязательные русский с математикой и два предмета по выбору.
Теперь что касается ЕГЭ. Мы знаем и понимаем, что с иностранным языком есть проблемы, особенно они заметны в сельских школах. Но сегодня язык - это рабочий инструмент, который должен быть доступен абсолютно каждому. Мы выбрали 19 регионов, где уже в следующем году вместе с Рособрнадзором проведем апробацию экзамена. Посмотрим на первые результаты и примем окончательное решение. Один из вариантов - разделить ЕГЭ по иностранному языку на два уровня. Базовый должен быть по силам большинству ребят. Профильный - для тех, кто поступает на "языковые" специальности в вузы.
Нужно ли что-то менять в программе по истории?
Ольга Васильева: В программе ничего менять не надо. Уже пять лет действует историко-культурный стандарт, который выверен. В нем не только те моменты, которыми мы можем гордиться, но и трудные вопросы. Полюбишь ты историю или будешь ее ненавидеть - это зависит только от учителя: он в первую очередь сам должен любить свой предмет. И про Кутузова, и про Жукова можно рассказать так, что дети запомнят их на всю жизнь.
Я сама историк, я работала в школе. Сейчас читаю лекции о войне в музее на Поклонной горе. Секрет в том, чтобы не вываливать на ребенка сразу огромное количество цифр и фамилий - это не работает.
По истории у нас осталось всего три линейки учебников. А вот по биологии или химии их по-прежнему больше десятка. Когда ждать сокращения?
Ольга Васильева: До последнего момента у нас действовал старый порядок проведения экспертизы учебников. Ее заказывали сами издательства, сами оплачивали. И спокойно "заходили" в школы. Это огромный бизнес на государственные деньги.
Буквально перед Новым годом Государственная Дума приняла поправки в закон "Об образовании в РФ". Мы наконец-то получили право утверждать правила оценки учебников, сроки проведения экспертизы и действия заключений, требования к экспертам. Теперь у нас есть вся правовая база для того, чтобы экспертиза учебников стала государственной. Это большая победа.
Должно остаться максимум три линейки по каждому предмету - самые качественные. Мы к этому придем постепенно, без больших потрясений.
Раньше был отдельный предмет "Труд". Теперь он называется "Технология". Учит ли школа сегодняшних детей трудиться?
Ольга Васильева: Уметь шить, готовить, убирать - все это по-прежнему входит в предмет "Технология". Но многие слишком буквально воспринимают слова Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" о том, что вне образовательной программы привлекать ребенка к труду нельзя.
Что мы получаем в итоге от родителей? Школьника попросили вытереть исписанную мелом доску - и мама тут же строчит во все инстанции письма про эксплуатацию детского труда - абсурдная ситуация.
Я спрашиваю у нее: "Скажите, вам будет приятно, если ваш будущий зять молотка и отвертки в руках не держал? "Нет", - отвечает… А где ребенок этому научится? Моя позиция простая - дети должны уметь себя обслуживать и помогать взрослым. Никакого отношения к трудовой эксплуатации это не имеет.
Вопрос был по второй смене, но в нашей республике этот вопрос решится в ближайшие годы.
На вопрос о школьном питании министр ответила, что все зависит от руководства школы и от принятой в регионе системы.
Принят законопроект о зачислении братьев и сестер в одну школу. Не увеличит ли он напряженность? В большинстве регионов запись в первый класс стартует 1 февраля: и опять родители начнут брать школы штурмом…
Ольга Васильева: Я не думаю, что принятый законопроект каким-то образом повысит напряженность. Наоборот, для братьев и сестер это очень важная инициатива. Потому что невозможно развозить маленьких детей в разные школы, особенно в мороз, особенно многодетной семье.
Фото: Александр Корольков. Российская газета.
Читайте нас: