Татышлинский вестник
+13 °С
Облачно
VKOK
Все новости
Приглашаем к разговору
8 Февраля 2019, 15:56

Ребенок не любит читать. Почему?

Дети сейчас очень мало читают, тем самым лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, посочувствовать главным героям. Они теперь больше герои компьютерных игр. А хотелось бы, чтобы мои ученики чувствовали строки великих русских и национальных писателей и поэтов, сопереживали вместе с ними.

По мнению психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно. А ведь не всё ещё потеряно. Можно же воспитывать любовь к книге, чтению. А для этого нужно начинать чтение с семьи, с дошкольного возраста. В школе мы задаем перечень литературы, которые должен прочитать до 4 класса каждый ученик, вести Читательские дневники. Успеваем читать заданную программой произведения. Все родители знают о пользе чтения, поэтому тревожатся, если ребёнок не любит книги. «Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них». Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.
Что же делать, если ребенок не любит читать?
• Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.
• Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.
• Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.
• Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.
• Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение.
• При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги. Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.
• Читайте вслух с ребенком не менее 20-30 минут ежедневно. Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.
• Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.
• Разрешите читать в постели, хоть это и не приветствуется. Скажите ребенку, что он должен ложиться в определенное время. Однако он может либо спать, либо читать. Обычно дети выбирают чтение.
Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребенок.
Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши впечатления.
Существует множество методов, направленых на прививание любви к чтению у ребёнка. А вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой. Я предлагаю два метода.
• Метод Кассиля. Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно.
Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе – строчку ты, две строчки я. И так далее.
• Метод Искры Даунис. Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.
На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.
С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его.
Лейсан Ильясова, учитель начальных классов Аксаитовской средней школы.
Читайте нас: