Что касается дошколят, то сегодня кинопрокат предлагает широкий выбор достойных новинок, которые собирают полные залы юных зрителей. Одни специалисты говорят, что правильно подобранное кино способно подготовить ребёнка ко взрослой жизни в большом и сложном мире. Другие возражают: слишком богатый визуальный ряд травмирует воображение, а спецэффекты, которые использует современное кино, создают слишком сложную нагрузку для детской нервной системы. Кто прав? Попробуем разобраться вместе с экспертами.
1. Социальные навыки получаем в кинозале
Начнём с того, что сам по себе поход в кинотеатр – отличный способ социализации: ребенок учится находиться в общественных местах. Эксперты сходятся во мнении, что начинать походы в кинотеатр лучше с 4 – 5 лет, когда у детей формируется усидчивость, а происходящее на экране способно удерживать внимание достаточно долго. «Это должен быть либо мультфильм, либо кино для семейного просмотра, приоритетными будут те фильмы, где главными героями являются животные: простая сюжетная линия, отсутствие чрезмерно страшных персонажей», – считает нейропсихолог Ирина Хвингия (её и других экспертов опросил «The Village»).
Главные испытания для юного зрителя – громкий звук, темнота, необходимость долго сидеть на одном месте и напрягать зрение. Поэтому лучше настроить ребёнка заранее, прихватить воду, сладости, любимую игрушку, обсудить правила поведения: что делать ребенку, если он захочет в туалет, пить и т.д. «Киносеанс может стать целым событием в жизни ребенка, проживание которого даст ему большой опыт: сенсорный, эмоциональный», – считает психолог Лариса Овчаренко.
2. Кино учит всему хорошему
Директор по контенту онлайн-кинотеатра «IVI» Софья Квашилава обращает внимание родителей на то, что «детский контент отбирается кинематографистами очень тщательно, а современные киностудии работают над сценариями вместе с детскими психологами, что делает мультфильмы не только интересными, но и полезными для эмоционального развития». Действительно, «педагогической» стороне детского кинематографа особое внимание уделялось во все времена.
Поэтому, кстати, стоит обратить внимание на старые фильмы и мультики. «Они развивают вкус и чувство юмора, парадоксальное мышление, помогают открыть для себя окружающий мир», – пишет киновед Антон Долин (образовательный ресурс «Мел») о классике в диапазоне от черно-белых шедевров Disney до «Ежика в тумане». По его мнению, в фильмах Чарли Чаплина даже маленький ребёнок «оценит явный гуманистический посыл».
Детское кино и анимация учат доброте, любви, дружбе, состраданию, уважению. Есть и не настолько очевидные, но не менее важные нюансы: так, например, детские фильмы о пришельцах («Инопланетянин» Стивена Спилберга) учат толерантности и терпимости.
3. «Страшное» и «грустное» тоже полезно
Разумеется, не стоит пренебрегать возрастными маркировками. Антон Долин напоминает, что «главные потребители хорроров – именно тинейджеры», а американский психолог Дэвид Радд считает, что фильмы ужасов полезны (конечно, уже повзрослевшему человеку), потому что позволяют «избавиться от накопившегося негатива и собраться с мыслями». Но речь сейчас не об ужастиках, а о том, что способно огорчить или насторожить уже подросшего ребенка.
Знакомство с болью утраты, переживаниями неизбежно – и, скорее всего, произойдет не в возрасте «18+», а гораздо раньше. Чтобы реальность не стала шоком, лучше не избегать грустных фильмов для детей 10 – 12 лет, тем более, чаще всего киносюжеты показывают, как даже в безвыходных ситуациях воображение и отвага могут спасти положение.
4. Кино заменит книжку и сказку на ночь?
Сколько бы родители и школа ни боролись за то, чтобы дети читали, современное поколение все труднее увлечь книгами. Изменился сам тип мировосприятия. Всё, что узнает современный ребёнок с детства, стало гораздо более «визуальным» и «клиповым». Это означает, что ребёнку сложнее воспринимать печатный текст.
Вокруг этого фактора строятся дискуссии об «образовании через кинематограф». Критика данной концепции основывается на устойчивости и однобокости образов, которые формируют кинорежиссеры в процессе съёмок.
5. Кино поможет увидеть мир!
«В Африке горы вот такой ширины!» – пела с экранов Красная Шапочка, а сумрачный антураж отечественного «Шерлока Холмса» передавал атмосферу туманного Лондона. Кино и сегодня помогает открывать детям те уголки планеты, где не так просто побывать. Более того, иногда фильмы обеспечивают популярность местам съемок и развивают туризм в самых неожиданных уголках планеты.
«”Король Лев” – неподвластная времени легенда, на которой выросли мы сами и растим уже наших детей. Уверена, что новая экранизация популярнейшего мультфильма только в России соберет у экранов миллионы семей, многие из которых являются постоянными гостями наших магазинов. Кроме того, «Пятёрочка» в рамках своей новой акции даёт шанс каждому прикоснуться к этой легенде и побывать в Кении. Для этого достаточно совершать свои привычные покупки, радуя ими самых маленьких членов семьи», – комментирует старт акции директор по маркетингу торговой сети «Пятёрочка» Александра Калюкина.
В Кении очень разнообразная и интересная фауна: редкие чёрные носороги, розовые фламинго, и, конечно же – величественные львы и другие обитатели саванны. Изюминка такого путешествия – наблюдение за животными в их естественной среде обитания. Стоит отметить, что заповедной зоне полностью запрещена охота и сохранен первозданный облик природы.