Об этом рассказала агентству «Башинформ» председатель совета Региональной национально-культурной автономии татар республики, депутат Госсобрания Башкирии Римма Утяшева. Инициатором установки памятника является РОО «НКАТ РБ».
Как сообщало ранее агентство, в прошлом году постановлением правительства республики был объявлен конкурс на создание проекта памятника. Конкурсная комиссия выбрала лучший из шести представленных проектов. Памятник в настоящее время отливается скульптором Владимиром Дворником. Монумент будет установлен на площади перед Уфимским государственным татарским театром «Нур».
«Скульптура очень впечатляющая и красивая, Габдулла Тукай представлен в рост, в руках его — книга. Работа очень достойная, — говорит председатель НКАТ РБ Римма Утяшева. — Мы многие годы обращались к властям с просьбой об установке памятника в Уфе. И я не уверена, поставили бы его, если бы не Радий Фаритович и его поддержка. Тукай — это наше прошлое, настоящее и будущее. Мы выросли и растим детей на стихах великого поэта. Он всего один раз был в Уфе, общался с Мажитом Гафури, и их дружба проложила мост между двумя братскими народами».
В Уфе на доме по улице Свердлова, где в 1912 году останавливался и жил Тукай, установлена памятная доска.
Справка. Габдулла Мухамедгарифович Тукаев (1886-1913) — выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик. Тукай одним из первых в татарской литературе обратился к устному творчеству народа. С большой любовью относился он и к башкирскому народному творчеству: еще будучи шакирдом медресе в Уральске, наряду с татарскими песнями он записал несколько башкирских («Фатима», «Эстэрле», «Агидель»), в лекции о народной литературе, прочитанной в Казани в 1910 году, указывал на историю и художественные особенности башкирских народных песен «Ашкадар», «Тэфтиляу». Проникновенную оценку башкирским песням поэт дал в очерке «Специальная статья», написанном под впечатлением от пребывания в Уфе. Он полюбил башкирские народные мелодии, «исполненные в настоящем башкирском духе и с башкирской задушевностью».