Татышлинский вестник
+12 °С
Дождь
VKOK
Все новости
Разное
19 Апреля 2019, 14:08

«День начала войны я не забуду никогда!»

Каково жилось детям войны? О жизни людей этого поколения мы многого не знаем. А ведь они дети военной поры, подвергшиеся самым тяжким испытаниям. Беспощадная война лишила их не только детства, детских радостей, но и самых близких людей. 90-летняя жительница села Буль-Кайпаново Нагима Гиззатуллина – уважаемая учительница, воспитавшая несколько поколений детей. Сегодня она живет счастливой жизнью, но все, что выпало на ее долю, не поместится даже в одной книге. В преддверии 74-ой годовщины Великой Победы все разговоры Нагимы эби сводятся к воспоминаниям о кровопролитной войне.

Она родилась в небольшой деревушке Дюсметово Бураевского района. Когда началась война, ей было всего семь лет. Вот как она вспоминает тот день:
– Этот день никогда не забудется. Я была дома – присматривала за сестренкой. С песней под гармонь по улице прошли два человека. Когда мама вернулась с работы, я спросила ее: «Почему посреди рабочего дня они ходят по улицам, распевая песни?» «Доченька, война началась!» – ответила она.
Первым из деревни на фронт ушел Лутфулла абый. Отец тоже ушел в числе первых. Он был человеком образованным, окончил медресе, прошел царскую службу. Но через два года письма полные грусти и тоски перестали приходить. Отец, которого мы ждали с нетерпением, геройски погиб под Смоленском.
Тот горький день и сегодня перед глазами. Стояла осень 1943 года. Я одна копала в огороде картошку. Держа в руках письмо-треугольник, на обед пришла мама. «Отец умер, сестра, отец!» – прибежала ко мне сестренка. Я подняла голову и посмотрела на маму. Ничего не сказав, она закрыла лицо передником и тихо заплакала. Никто в такие минуты громко не рыдал. Мой народ умел терпеть.
Нас осталось пятеро детей. Голод, холод, припасов нет. Каждый, кто мог, от зари до зари работал в колхозе. От голода вымерли лошади, поля вскапывали и засевали вручную. Благо, была картошка и крапива. Они спасли нас от голодной смерти. Помню, на год к нам тогда подселили семью с тремя детьми, эвакуированную из Кронштадта.
День Победы!.. Как мы его ждали! И он оказался таким, как весна: теплым, долгожданным и подающим надежды. Я тогда училась в Азяковской семилетней школе. Иду я с утра в школу, а навстречу бежит знакомый мальчишка: «Нагима, война закончилась!» Сердце не верило. Только повернув к школе, убедилась в правдивости этих слов: вешали Красный флаг. Затем митинг, слезы, объятия, крики «Ура!»… В этот день уроков не было. Школьников отпустили домой. Но матери, как и всегда, работали до поздней ночи, – рассказывает
Нагима Нурихановна, утирая платочком слезы.
Послевоенные годы были трудными. В это время Нагима эби училась в Бирском педагогическом училище. По талону в месяц выдавали 500 гр сахара и в сутки столько же хлеба. По ее словам, выучиться смогли только самые старательные и выносливые.
Последующие годы жизни Нагимы Гиззатуллиной связаны с Татышлинским районом. Сюда она приехала учителем, вышла замуж, воспитала детей. Рано овдовела, одна подняла на ноги двух сыновей. Ее знают как сильного учителя, которого отличали ответственное отношение к работе, сила воли и трудолюбие. Нагима Нурихановна прошла достойный педагогический путь. Ее ученики, которые и сами уже находятся в почтенном возрасте, и сегодня не забывают своего любимого учителя.
У настоящих учителей душа светла, чиста. Из любых жизненных ситуаций и трудностей они умеют выходить достойно, не растеряв в себе человеческих качеств. В их числе и Нагима Гиззатуллина.
Альфия Юнусова.
Читайте нас: