Татышлинский вестник
+12 °С
Дождь
VKOK
Все новости
Спорт
2 Декабря 2019, 11:15

Еще не поздно!

В Уфе прошел Всероссийский турнир по национальной борьбе «корэш», посвящённый памяти генерал-лейтенанта полиции Артура Ахметханова. Турнир проводится в соответствии с указом Главы республики об увековечивании памяти генерал-лейтенанта полиции. Зная о том, как развита борьба в нашем районе, я зашел на сайт Министерства спорта и молодежной политики республики, чтобы посмотреть, кто из нашего района участвовал и победил на этих соревнованиях. Но, к большому моему сожалению, не нашел там фамилий борцов района.

Мне стало очень интересно, и я начал выяснять, в чем дело. И вот что выяснилось. Оказывается, этот турнир был по нашей национальной татаро-башкирской борьбе «корэш».
Некоторое отступление. Борьба бывает разная. Есть классическая борьба, есть вольная борьба, есть восточные единоборства (дзю-до, каратэ, джиу-джитсу, кунг-фу и другие), есть в конце концов японское сумо. Давайте разберем, что такое борьба «корэш» и что такое борьба на поясах.
Борьба «корэш» является поясной борьбой. Несмотря на это, она отличается от вида спорта «борьба на поясах» (классический стиль), который включен во второй раздел ВРВС Всероссийский реестр видов спорта).
Основные отличия:
1. Отличается форма одежды: красные, зеленые рубашки в «корэш» и синие, зеленые рубашки в борьбе на поясах.
2. В борьбе «корэш» первую половину схватки борются с распущенными кушаками, намотанными на кистевую часть правой руки. Если первая половина схватки не закончилась чистой победой, вторая половина схватки продолжается с туго завязанными кушаками. А в борьбе на поясах вся схватка проводится со свободно завязанными на поясе поясами.
3. В борьбе «корэш» не оцениваются сваливания и сбивания. Засчитываются приемы с амплитудой, проводимые с отрывом от ковра. Во время проведения приема разрешаются подбивание коленом, броски с подсадом. В борьбе на поясах оцениваются всякого рода сваливания и сбивания. Запрещаются приемы с подсадом, подбивание коленом.
4. В борьбе «корэш» накрывание – лишь защитное (пассивное) действие и не считается контрприемом. В борьбе на поясах накрывание является контрприемом и оценивается положительно.
5. В борьбе «корэш» и в борьбе на поясах соревнования проводятся по разным спортивным дисциплинам (весовым категориям).
Борьба «корэш» приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22.04.2013 № 208 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.05.2013, регистрационный № 28456) признана общероссийским видом спорта и включена во второй раздел Всероссийского реестра видов спорта. Также установлены правила борьбы «корэш», весовые категории и т. д.
Несмотря на то, что введенные современные правила в борьбе «корэш» и нарушают его самобытность, «корэш» сохранил и свою традиционность, которая сегодня заключается в том, что, во-первых, как и в старину на сабантуях он собирает большое количество зрителей, которые криками и похвалами поддерживают своих борцов. Во-вторых, живой круг из зрителей, как и в старые добрые времена, окружает борцовский майдан. Круг еще с древнейших времен является символом жизни и вечного движения. Это, несомненно, означает то, что пока есть жизнь на земле, до тех пор будет развиваться традиционная башкирская борьба «корэш». В-третьих, как и в старину, принять участие в борцовских состязаниях, может любой желаю­щий без ограничений по возрасту. В-четвертых, каждой из весовых категорий ведется борьба за призовые места, и победителей ждут награды. Борцы, занявшие в своих весовых категориях первые места, затем вступают в борьбу за титул абсолютного батыра «корэш», что, несомненно, свидетельствует о традиционности борьбы «корэш» и сегодня.
В нашем районе «корэш» тоже является очень популярным видом борьбы, особенно на Сабантуях. По признанию многих, они приходят на сабантуй исключительно, чтобы посмотреть «корэш». Район всегда славился своими знаменитыми борцами. В те времена они не имели громких титулов, но их знали все, как батыров сабантуя. И что примечательно, не только в своем районе, но и в соседних, а также в Куеде, Барде, Чернушке. Назовем лишь некоторые имена: Фрид Идиятуллин, Борис Лукманов, Рамзиль Сафин, Кирам и Марат Абулкарамовы, Магдан, Фидарис и Альберт Гараевы, Ахнави Ситдиков, Рафит Бадамшин, Фаниль Касимов, Рагиб Шаймухаметов и еще многие батыры.
Много внимания уделялось приобщению молодежи к этому виду спорта. Благодаря тренерам-энтузиастам в районе взращена целая плеяда борцов, занимающих достойные места на соревнованиях различного уровня. Но проблема была в том, что дальше республики эти ребята подняться не могли, потому что в вышеупомянутый российский Реестр видов спорта борьба «корэш» включена только в 2013 году! То есть, ребята занимались только, чтобы бороться на Сабантуях да и для зачета на спартакиаде школьников. О том, чтобы получить звание кандидатов в мастера спорта и мас­теров спорта ребята и мечтать не могли. Дальше Татарстана и Башкирии борьбы «корэш» на официальном уровне как будто бы и не было. В эти годы победителями и призерами первенств республики становились Ильшат Зекрин, Руслан Зарифьянов, Алмаз Зарафиев, Денис Якоб, Фагиль Касимов, Рустам Галиев, Владислав Марданов, Артур Насибуллин, Айнур Шайдуллин, Ринат Низамутдинов, Ильсаф Хайруллин, Айдар Гараев, Руслан Шарифьянов, Данир Шавалиев, Тимур Шайхиев. Справедливости ради нужно сказать, что после выхода борьбы на российский уровень несколько наших борцов успели победить на российских первенствах. Это Ильшат Зекрин, Руслан Зарифьянов, Ильсаф Хайруллин, Рамиль Бадамшин.
И вот в этих непростых условиях тренер Идрис Гилязев принял решение сосредоточиться на борьбе на поясах. А этот вид спорта был в Реестре уже с 2003 года. И по этому виду ребята стали показывать весьма неплохие результаты. Получают КМС и МС, включаются в состав сборных РБ и России. Даже на первенстве мира участвуют! Это ли не гордость, если сельские ребята, еще находясь на школьной скамье, завоевывают такие победы и, соответственно, спортивные разряды! Дальше больше. Тренеры сделали анализ, и выяснилось, что наилучших результатов в борьбе на поясах достигают спортсмены, занимающиеся в том числе и вольной борьбой. Поэтому было принято решение развивать и этот вид борьбы, благо привлекать со стороны кого-то необходимости не было – Идрис Гилязев сам КМС по вольной борьбе.
И вот теперь с борьбой «корэш» в районе складывается ситуация не совсем хорошего свойства. Я начал с того, что на прошедшем недавно республиканском турнире по «корэш» никого из района не было. Р. Бадамшин получил травму, И. Зекрин и Р. Низамутдинов также не смогли принять участие. А как же молодежь? А молодежь вся занимается вольной борьбой и борьбой на поясах. Потому что с уходом на пенсию Ф. Касимова вести секцию «корэша», оказывается, некому. Это очень тревожный симптом. Считаю, что борьба «корэш» является одним из столпов национального самосознания нашего народа. И если эта борьба «уйдет», то мы потеряем нечто большее, чем просто вид спорта! Какой бы зрелищной ни была бы борьба на поясах, именно «корэш» сохраняет дух народа, его самобытность.
А пока время не упущено. Молодые, сильные ребята в деревнях еще не перевелись, инвентарь в школах еще сохранился. Дело за тренерами, за тренерами именно по борьбе «корэш». Точнее, в достойной оплате их труда. Идрис Гилязов ведет «вольников» и «поясников» и взять на себя еще и «корэшистов» он физичес­ки не сможет. А высказываемая некоторыми мысль о том, чтобы школьных физруков провести через некие курсы повышения квалификации и сделать тренерами по борьбе, считаю, несостоятельна. Это очень специфический вид спорта и весьма травмоопасный – вести занятия должен именно тренер по борьбе. Может быть, в плане подготовки тренерских кадров что-то можно сделать в рамках республиканской программы «Спортивная борьба –
в школы»?
Если мы хотим, чтобы на Сабантуях еще было кому бороться и показывать действительно зрелищную, красивую борьбу, чтобы наши борцы занимали достойные места в соревнованиях по «корэшу», меры нужно принимать незамедлительно.
Рафит Файзрахманов.
Читайте нас: