Мы с Римом познакомились еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. В те времена приходилось много ездить по республике и поэтому в каждом районе у нас были хорошие друзья, у которых можно было попросить совета, помощи – словом, на кого можно было опереться. На татышлинской земле мне таким другом стал Рим Ахметов. Много воды утекло с тех пор и накануне круглой даты Рим Ахметов так вспоминает о начале своего трудового пути:
«В родной деревне была только начальная школа и в среднюю школу мы ходили в деревню Ялгызнарат, а это семь верст туда и столько же обратно каждый день. 1971 год, год окончания школы, был для меня одним из самых трудных в жизни. Сегодня, к большому своему стыду, я должен признаться, что получив аттестат, я не знал, кем буду в жизни. Представь, ни одной мысли, кем стать! Какая там журналистика, что ты! Правда, в активе у меня было несколько заметок в районке о школьной жизни. Потому что, в те годы выходцев из нашей маленькой деревни, имевших высшее образование, было раз, два и обчелся. Поэтому, высшее образование для меня казалось недостижимой высотой.
Случайно увидел в татышлинском аэропорту парнишку в форме речного флота и у меня буквально «сорвало крышу». В ту же минуту я решил стать речником. Уговорил одноклассника Амирьяна поехать в Уфу. В училище нас встретили тепло. «Если сможете найти квартиру, мы вас примем», – сказали нам. Мы с воодушевлением пошли по Затону в поисках квартиры, однако, почти в каждом доме уже снимали угол по 5-6 курсантов училища – нам не повезло. Пришлось вернуться в деревню. Мать и отец сочувствовали мне, но я-то видел, что не очень искренне – они были очень рады моему возвращению. И я, желая угодить родителям, рьяно взялся за работу в колхозе – отец работал на ферме скотником, ну, и я стал ему помогать.
Пришла зима, лег снег. И со всех щелей не видевшего ремонт коровника дул ветер. После погрузки из ямы и раздачи силоса, варки и раздачи скотине картофеля, уборки навоза, распарившись, было совсем даже некомфортно пребывать на этом сквозняке - того и гляди заболеешь. Пришел с работы и обо всем этом написал в районную газету.
Где-то через неделю дома меня ждали два письма: одно – из редакции, а второе – из правления колхоза. Дрожащими руками, естественно, открыл первое письмо и не поверил своим глазам – меня приглашают на работу в редакцию! У-р-р-а! Без большого желания открываю второе письмо, а там секретарь парткома нашего колхоза Мустаким ага Асхатов предлагает мне работу директором сельского дома культуры. Сижу, не знаю, что и думать: с одной стороны пугает неизвестность – как буду жить в райцентре? А СДК что дом родной – мы на его сцене, можно сказать, выросли. Сердце говорит: иди в клуб, а разум – только в райцентр! И вот – разум победил! Встав рано утром, направил свои стопы в Татышлы. Это было 22 декабря 1971 года. И с высоты своих лет могу с гордостью сказать, что этот день стал началом моего большого жизненного пути. А в редакции меня приняли очень тепло».
Через несколько месяцев Рима призвали в Советскую Армию. Служил он в сердце Европы – в Германии. Отслужив, проработал и в других местах – в школе, в комбинате бытового обслуживания, на одном из уфимских заводов. Однако тяга к журналистике оказалась сильнее – в 1976-1980 годах Рим Ахметов работал завотделом районной газеты. А затем ему пришлось три года отработать в отделе пропаганды и агитации райкома партии, четыре года – секретарем парткома колхоза им. К. Маркса, затем была Свердловская высшая партийная школа, должности секретаря райкома по идеологии, заместителя председателя районного Совета. В кресло редактора районной газеты он сел, накопив достаточный опыт на различных ответственных должностях, став зрелым руководителем. Поэтому, ему не составило труда быстро найти общий язык с коллективом и уверенно повести газету вперед.
В 1996 году редактора газеты «Кызыл таң» подвергли жестокой критике за то, что в периодике мало материалов о башкирском Зауралье. «Исправимся», – бойко отрапортовал редактор. А он, оказывается, имел в виду всего лишь неделю отработавшего в редакции Рима Ахметова. Вот так Рим оказался в Сибае собкором газеты. Сказать по правде, здесь многое было по-другому: другой менталитет, другие традиции и обычаи. Рим и здесь с присущим ему энтузиазмом с головой окунулся в работу. Кроме городов Сибай и Баймак, готовил материалы из Абзелиловского, Бурзянского, Баймакского, Зилаирского, Хайбуллинского районов. Можно с уверенностью сказать, что наш коллега оставил заметный след в Зауралье. Там его приняли. Даже теперь, по прошествии стольких лет, при разговоре с зауральцами приходится слышать: «Ну, как там поживает наш Рим агай? Увидите – передавайте большой привет!».
Назначение Рима Ахметова завотделом газеты (в августе 2001 года) весьма поспособствовало расширению и углублению тематики материалов, публикуемых на страницах республиканской газеты. Богатый жизненный опыт, стремление к познанию давали ему возможность смело браться за любую тему и писать так, что это вызывало только восхищение. В молодости он заочно окончил исторический факультет, затем была высшая партшкола, а самое главное – он всю жизнь учился самостоятельно: история, политика, экономика… И не только: он может на равных говорить с признанными корифеями башкирской, татарской литературы и искусства.
Последние 10 лет работы в редакции газеты «Кызыл таң» он весьма ответственно выполнял обязанности ответственного секретаря. Это не тавтология – работа ответсекретаря очень ответственная и Рим с честью выполнял ее. И после ухода на заслуженный отдых в 60 лет он не переставал писать, видимо, задел оставался большой. После трех лет отдыха, вернее, нахождения в свободном творческом плавании, в мае 2017 года, переехав в Нефтекамск, он продолжил работу корреспондентом Краснокамской районной газеты «Камские зори».
Я помню, как он ходил озабоченный учебой и трудоустройством своих детей. Сын Радмир – энергетик, живет в Екатеринбурге, дочь Радмила – бухгалтер, живет в родном селе Верхние Татышлы. Наш соратник по перу – счастливый дедушка для троих внуков.
Рим Ахметов – олицетворение силы, скорости. В буранном феврале Года лошади он родился в краю гордых, непокорных ветрам, елей. Его никто не тянул и никто не толкал сзади – он всю жизнь тянет воз жизни коренником. В его естестве – крепость ели, неистовость февральских буранов. Ему свойственно умение вести за собой других, не теряться в самых сложных ситуациях, решительность, верность слову, ответственность.
Хочу пожелать тебе, наш соратник по перу, и впредь оставаться таким.
Фарит ФАТКУЛЛИН, член Союза журналистов РФ и РБ, заслуженный работник культуры РБ.